В КБР регулярно всплывают факты незаконного присвоения земель должностными лицами
На фоне затянувшегося земельного конфликта в Кабардино-Балкарии органы правопорядка выявляют все больше фактов злоупотребления чиновниками своими полномочиями при распределении земель сельхозназначения.
Доверие утратили
На днях следственное управление СК РФ по Кабардино-Балкарии распространило пресс-релиз. Согласно документу, в отношении заместителя главы Майского района возбуждено уголовное дело. Он подозревается в превышении должностных полномочий.
Как стало известно следователям, в сентябре 2011 года чиновник от имени администрации Майского района заключил с жителем республики договор купли-продажи земельного участка из земель специального назначения общей площадью более 190 тысяч кв.м.
По договору цена оказалась смехотворной – всего 67 тысяч рублей. Хотя согласно кадастровым документам рыночная стоимость участка на 1 июля 2011 года составляла более 9 миллионов.
Это не единичный факт злоупотребления чиновниками своими полномочиями при распределении земельных участков. К примеру, в январе этого года досрочно прекращены полномочия главы администрации сельского поселения Псыншоко Прохладненского района. Прокуратура республики выявила, что он заключал договоры на аренду земельных участков со своим сыном и племянником.
«В марте 2016 года по итогам аукциона на три сельскохозяйственных участка в селе Псыншоко глава администрации села заключил договоры аренды со своим сыном. А в январе 2016 года еще один участок по начальной цене аукциона арендовал племянник чиновника», – сообщается в пресс-релизе ведомства.
В итоге сельские депутаты проголосовали за увольнение главы поселения «в связи с утратой доверия».
Чиновники не обнаружены
Но самая, пожалуй, крупная афера связана с хищением земель в курортной зоне «Долинск» в Нальчике. Речь идет о 80 тысячах квадратных метров, общая сумма ущерба государству превысила 11,3 миллионов рублей.
В 2011 году группа местных жителей по подложным документам оформила на себя 25,8 тысячи квадратных метров земли в курортной зоне Нальчика – «Долинске». Земля была поделена на отдельные участки по шесть соток каждый и распродана.
На мероприятиях разного уровня прокурор республики Олег Жариков неоднократно говорил, что без участия высокопоставленных чиновников провести такую махинацию было бы невозможно. Возбуждено уголовное дело по признакам преступления статьи 327 (подделка документов) и ч.4 статьи 159 (мошенничество) УК РФ.
А на итоговой пресс-конференции в декабре 2016 года прокурор республики рассказал, что в рамках расследования были соединены пять уголовных дел по аналогичным статьям УК РФ. Предъявлены обвинения трем гражданам, еще один объявлен в розыск.
«На причастность к совершению этого преступления проверяется должностные лица органов местного самоуправления городского округа Нальчик и Чегемского района, представители органов Росреестра, Государственной архивной службы. Работа ведется, но пока говорить о чем-то преждевременно. Официальное обвинение никому из должностных лиц на сегодняшний день не предъявлено», – рассказал на пресс-конференции прокурор.
От земли к правозащите
Все эти факты выявлены на фоне нерешенного и затянувшегося на долгие годы земельного вопроса в республике. Жители сельских поселений, которые хотят, но не могут обрабатывать землю, вынуждены заниматься защитой своих прав.
На сайте Кабардино-Балкарского правозащитного центра то и дело появляются коллективные обращения к главе республики, исполнительным и надзорным органам, правозащитникам с просьбами дать сельчанам доступ к сельхозугодьям.
В январе 2017 года жители сельского поселения Кременчуг-Константиновское Баксанского района обратились к главе республики с просьбой помочь им получить хоть какие-то наделы.
Как сказано в письме, которое подписали 12 человек, большая часть земель находится во владении людей, которые никакого отношения к селу не имеют.
«Практически все угодья переданы отдельным представителям крупных бизнес-структур. В этой связи коренные жители не имеют возможности приобрести в собственность или взять в долгосрочную аренду земельные участки для организации сельхозпроизводства, что позволило бы решить вопросы трудоустройства значительного числа проживающих в сельском поселении людей, соответственно увеличить поступление налоговых сборов и нормализовать общественно-политическую обстановку в районе», – говорится в обращении.
Еще ранее 350 жителей города Баксана обратились к руководству республики. В ноябре 2016 они просили главу администрации города Баксана выделить им по 5-10 га, чтобы содержать свои семьи, и назвали землю «единственным способом существования».
Речь идет о землях, ранее принадлежавших колхозу имени Шогенцукова, но сейчас они попали в руки одного человека.
«Между тем практически все наши отцы и деды были членами колхоза им. Шогенцукова, много лет работали на него... Выделение нам земли во многом разрешит проблемы с безработицей, избавит наших женщин от необходимости батрачить каждое лето на овощных плантациях за 500 рублей в день, не видя семьи и детей. Мы просили изложить наши проблемы в городской печати, но в этом нам отказали. Надеемся, республиканские власти поймут наши беды и войдут в наше положение», – пишут авторы послания.
Пуля за землю
А в октябре 2016 года, после полугодового конфликта, спор между жителями села Верхний Акбаш Терского района и крупным арендатором закончился стрельбой. В результате конфликта был ранен один из активистов.
Мужчина пострадал возле своего дома: несколько неизвестных подошли к нему и требовали отказаться от претензий по поводу спорных земель. Встреча закончилась стрельбой, одна пуля задела голову, другая – шею мужчины.
Конфликт разгорелся вокруг 224 гектаров земли, которые находятся в аренде ОАО «Терекалмаз».
Руководитель Кабардино-Балкарского правозащитного центра Валерий Хатажуков считает, что сложившаяся сегодня в республике ситуация очень опасна и может привести к социальному взрыву.
Сельчане, лишенные возможности содержать семьи за счет земли, потеряв всякую надежду законными методами получить небольшой надел, переходят к решительным мерам.
«В Терском районе люди самовольно вспахали землю. Там же были столкновения, вплоть до перестрелки. Ситуация острая в Нартане, в селениях Зольского, Баксанского, другого районов», – констатирует Хатажуков.
Мало того, людям мешают публично обсуждать эту проблему, говорит собеседник КАВПОЛИТ. Таким образом, нарушаются основные конституционные права жителей республики.
«Одно из базовых положений Конституции – возможность свободно высказывать свое мнение, собираться мирно, обсуждать назревшие проблемы –нарушено», – считает правозащитник.
Эксперт правозащитного центра, член общественной комиссии по землепользованию при сельском поселении Нартан Адам Медалиев отмечает, что социальное напряжение в обществе растет.
«Недовольство в обществе есть, но тем не менее, я думаю, при широком обсуждении, дискуссии с участием общественности, можно выработать определенные варианты более справедливого решения в сфере землепользования. Необходимость разработки концепции землепользования в республике давно назрела.
Не могу сказать, что общество на грани взрыва, наш народ разумный и не пойдет на противоправные действия. Но люди возмущены, они прекрасно осведомлены о происходящем. В каждом населенном пункте есть масса примеров нарушений, когда один человек через аффилированные компании или даже напрямую держит в одних руках тысячи гектаров сельхоз земель», – считает эксперт.
И опять про субсидии
Кабардино-Балкарский правозащитный центр вынужденно стал заниматься земельным вопросом, признался в беседе с КАВПОЛИТ правозащитник Валерий Хатажуков.
«Сегодня земельный вопрос стал одним из главных направлений в нашей деятельности. К сожалению, у нас нет специалистов, финансирования, но к нам обращаются люди, им надо помогать», – рассказал он.
По его словам, лучшие наделы сельхозугодий оказались в руках небольшой группы людей, так называемых латифундистов.
«Среди них много чиновников совершенно различного ранга: как муниципального, так и республиканского масштаба. Земли оформляются на подставных людей. Есть факты, когда две трети земель в границах поселений сосредоточены в одних руках и только одна часть – в пользовании жителей сел», – говорит он.
Ежегодно регионам выделяются деньги на поддержку сельхозпроизводителей. К примеру, в прошлом году эта сумма превысила 1,2 миллиарда рублей. Но деньги в основном идут мимо самих фермеров. Кстати, с 2013 года, когда господдержка только заработала, государству нанесен ущерб более 219 миллионов рублей.
«За последние три года возбуждено 104 уголовных дела, в суде направлены 70 материалов в отношении 80 обвиняемых. Общая сумма причиненного государству ущерба более 219 миллионов рублей», – рассказал на пресс-конференции начальник отдела республиканской прокуратуры Аскер Масаев.
По мнению Валерия Хатажукова, государственная поддержка могла бы быть хорошим подспорьем сельчанам, однако деньги недосягаемы. Процедура их распределения непрозрачна, а значит все это на руку землевладельцам-латифундистам.
«Не будем забывать проблему радикализации молодежи, она напрямую связана с земельным вопросом. В сельских поселениях огромный уровень безработицы. Если мы посмотрим внимательно, молодежь, которая вливается в ряды банд подполья в основном выходцы из сел», – говорит правозащитник.
Адам Медалиев считает, что злоупотребления землей среди чиновников имеют объективные причины.
«Это вполне законная схема в рамках проведения конкурсных процедур на право заключения договоров на аренду земельных участков. Весь вопрос в ее реализации.
В Кабардино-Балкарии все земельные ресурсы распределены между муниципалитетами районного уровня. Муниципалитет может выставить определенный участок на торги, в аукционе побеждает участник, который предлагает наивысшую цену.
В республике большие массивы земель, по 200-300 гектаров, реализуются через задаток. По закону сумму задатка можно установить в размере 100 % от начальной ставки. Если средняя арендная плата за гектар земли – около 2,5 тысячи рублей, то за участок размером 100 га задаток составляет 250 тысяч рублей. Сами понимаете, что эти суммы не подъемны для жителей сел», – говорит эксперт.
Инструмент для народа
Для Кабардино-Балкарии, кроме всего прочего, земля является одним из важных инструментов сохранения традиционной культуры кабардинцев и балкарцев, считает Хатажуков.
«Если вся пахотная земля окажется в руках определенных лиц, которые никакого отношения к населенному пункту не имеют, сельчан, оставшихся без земли, ничего не будет удерживать. Мы разрушим главную ячейку нашей культуры – село. Тогда не будет никакого смысла говорить о сохранении самобытности наших народов», – говорит правозащитник.
По мнению эксперта Адама Медалиева, решение земельного вопроса не имеет политической или национальной подоплеки. Перенести его в эту плоскость стремятся те группы, которые владеют землей, чтобы сделать разрешение проблемы невозможным.
«Никакого межнационального конфликта в этом вопросе нет и не может быть. Сегодня границы муниципальных образований определены, между селами нет спорных моментов. Вопрос в том, как эти земли внутри сел распределить», – уверен Медалиев.
В такой густонаселенной аграрной республике, как Кабардино-Балкария, земля является основой установления справедливых социальных взаимоотношений. «По Конституции РФ является социальным государством. Но в настоящее время вся ситуация вокруг угодий нарушает принцип социальной справедливости в нашем обществе», – говорит эксперт.
Вопросы земельных отношений влияют на демографии и трудовую миграцию. Большинство активной молодежи уезжают из республики, в том числе и по причине земельных проблем.
«Мы медленно приближаемся к кризису. Кроме того теряем класс крестьянина и сельского жителя, их ментальность теряется», – считает он.
Пора решать
О необходимости провести реформу в республике говорят с конца 90-х годов прошлого века, но тогда главным аргументом его противников были опасения, что всю землю скупят какие-то люди. Сейчас все пришло именно к этому: земля находится в руках небольшой группы людей, считает Валерий Хатажуков.
На его взгляд, выходом из ситуации могла быть стать паевая приватизация. «Уверен, что 131-й Федеральный закон позволяет решать эту проблему в условиях Кабардино-Балкарии. Жители поселений должны получить каждый свой пай. Но нас пытаются убедить, что владельцы земли являются эффективными хозяиственниками, что они создают рабочее места, обрабатывают землю, соблюдая все агротехнические нормы, исправно платят налоги, арендную плату и т.д. Но на самом деле все это во многом не так. Я думаю, здесь много работы для надзорных органов», – предполагает наш собеседник.
Поэтому для республики единственным выходом из земельного кризиса может стать паевая приватизация, уверен Валерий Назирович. Тем более что в регионе есть положительный опыт – в Ставропольском крае и Карачаево-Черкесии.
Повлиять на ситуацию может и проведение прямых свободных выборов в местные органы власти с соблюдением всех процедур, с участием реально существующих общественных и политических сил. Если каждое поселение будет выбирать депутатов местного самоуправления, глав своих сел, тогда был бы реальный рычаг воздействия на власть.
«Мнение, что республика не готова к прямым выборам, что мы не готовы к ним ментально якобы ,не способны привнести в свою культурную почву демократические ценности не имеет под собой никакой основы. У нас продвинутое образованное общество. И мы в состоянии провести честные выборы,если для этого будут созданы реальные условия. А с их помощью к власти на местах пришли бы люди, которые болеют за свое село, район», – поясняет свою точку зрения правозащитник.
«Я считаю, что политическое руководство республики должно осознать остроту проблемы: ее социальную, политическую и культурную составляющие и проявить политическую волю для ее решения, – говорит Хатажуков.
По мнению эксперта Адама Медалиева, арендные отношения не способствуют справедливому решению земельного вопроса в республике.
«Ко мне обращаются жители Зольского, Терского и других районов. В республике сложилась такая ситуация, когда узкий круг лиц владеет огромными массивами земель сельхозназначения. А основная часть жителей сел не могут получить в пользование даже маленький надел. Сегодня можно сказать, что практически вся земля в республике распределена – она в аренде или в пользовании узкого круга лиц», – обрисовал он ситуацию.
Для решения проблемы необходимо широкое обсуждение темы с участием всех заинтересованных сторон, в том числе властей всех уровней, а самое главное – жителей сел. «Земельный вопрос должен решить сам народ, – утверждает Адам Медалиев, – вплоть до проведения референдума. Если сельчане будут за паевое разделение, то его можно провести».
Источник: http://kavpolit.com/articles/zemelnaja_kleptomanija-31668/