В республике часто обсужда­ется земельный вопрос, но количество обсуждений не приводит к качественным сдвигам.

Предмет реформы - 711,8 тыс. га земель сельскохозяйст­венного назначения. Из этой площади непосредственно сельскохозяйственными угодь­ями занято 627,6 тыс. га. Согласно законодательству стра­ны, эти земли могут быть в госу­дарственной, муниципальной или частной собственности. Кроме Дагестана, Чечни, Ингу­шетии, Северной Осетии и на­шей республики, по всей стране работает практика включения в оборот и использования сель­скохозяйственных земель как инструмента рынка.

Схема приватизации сель­скохозяйственных земель была реализована через перераспре­деление части земельного фон­да и наделение граждан зе­мельными долями. Многие ошибочно считают, что земель­ная доля - это участок, выде­ленный из общей территории и имеющий границы. Исходя из этого, противники приватиза­ции через земельные доли предъявляют свой главный ар­гумент - нельзя дробить сельскохозяйственные массивы на маленькие кусочки по несколько гектаров. Конечно, нельзя! Поэтому более чем в 95% случаев земельная доля - это часть об­щей долевой собственности со строгим, узаконенным поряд­ком выделения земельных до­лей, ограничивающим возмож­ность дробления.

Теперь о часто применяемом противопоставлении арендного землепользования и приватиза­ции земли. Это все равно что сравнивать горячее и соленое. В аренде может находиться лю­бой земельный участок - неза­висимо от того, принадлежит ли он государству, муниципалитету или частнику.

Проблема не в этом. На се­годняшний день подавляющее большинство земель, находящихся в государственной соб­ственности, не разграничив по принадлежности. То есть эти зе­мли не оформлены ни в федеральную собственность, ни в собственность субъектов феде­рации или в муниципальную. В целом по России треть земель сельскохозяйственного назна­чения (а непосредственно от сельскохозяйственных угодий это более половины) находится в частной собственности, преи­мущественно в виде общей до­левой собственности сельских жителей. От общей площади государственных (вместе с муни­ципальными) сельскохозяйст­венных земель страны разгра­ничена лишь одна тринадцатая часть. В часто упоминаемой Белгородской области неприва­тизированные сельскохозяйст­венные земли занимают лишь 46% от земель данной катего­рии. Из этой площади более по­ловины разграничено на феде­ральную, областную и муници­пальную земли.

В Кабардино-Балкарской Республике частного землевла­дения по сельскохозяйственным землям нет (несколько сот гектаров дачных земель можно не брать в расчет). Монополи­зированная государственная сельскохозяйственная земельная собственность в республике к тому же на девять десятых не разграничена, что делает не­возможным эффективное упра­вление земельными ресурсами. Вот где проблема сельскохо­зяйственного землепользова­ния в Кабардино-Балкарии, а не в противопоставлении арендно­го землепользования и частной собственности на землю.


Тимур Шалов, заведующий кафедрой землеустройства и кадастров КБГАУ, доктор сельскохозяйственных наук

"Газета Юга" №3 (1036) 16.01.14 г.

 

лента новостей

посещаемость

Пользователи
1
Материалы
1630
Кол-во просмотров материалов
10755877