В республике часто обсуждается земельный вопрос, но количество обсуждений не приводит к качественным сдвигам.
Предмет реформы - 711,8 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. Из этой площади непосредственно сельскохозяйственными угодьями занято 627,6 тыс. га. Согласно законодательству страны, эти земли могут быть в государственной, муниципальной или частной собственности. Кроме Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии и нашей республики, по всей стране работает практика включения в оборот и использования сельскохозяйственных земель как инструмента рынка.
Схема приватизации сельскохозяйственных земель была реализована через перераспределение части земельного фонда и наделение граждан земельными долями. Многие ошибочно считают, что земельная доля - это участок, выделенный из общей территории и имеющий границы. Исходя из этого, противники приватизации через земельные доли предъявляют свой главный аргумент - нельзя дробить сельскохозяйственные массивы на маленькие кусочки по несколько гектаров. Конечно, нельзя! Поэтому более чем в 95% случаев земельная доля - это часть общей долевой собственности со строгим, узаконенным порядком выделения земельных долей, ограничивающим возможность дробления.
Теперь о часто применяемом противопоставлении арендного землепользования и приватизации земли. Это все равно что сравнивать горячее и соленое. В аренде может находиться любой земельный участок - независимо от того, принадлежит ли он государству, муниципалитету или частнику.
Проблема не в этом. На сегодняшний день подавляющее большинство земель, находящихся в государственной собственности, не разграничив по принадлежности. То есть эти земли не оформлены ни в федеральную собственность, ни в собственность субъектов федерации или в муниципальную. В целом по России треть земель сельскохозяйственного назначения (а непосредственно от сельскохозяйственных угодий это более половины) находится в частной собственности, преимущественно в виде общей долевой собственности сельских жителей. От общей площади государственных (вместе с муниципальными) сельскохозяйственных земель страны разграничена лишь одна тринадцатая часть. В часто упоминаемой Белгородской области неприватизированные сельскохозяйственные земли занимают лишь 46% от земель данной категории. Из этой площади более половины разграничено на федеральную, областную и муниципальную земли.
В Кабардино-Балкарской Республике частного землевладения по сельскохозяйственным землям нет (несколько сот гектаров дачных земель можно не брать в расчет). Монополизированная государственная сельскохозяйственная земельная собственность в республике к тому же на девять десятых не разграничена, что делает невозможным эффективное управление земельными ресурсами. Вот где проблема сельскохозяйственного землепользования в Кабардино-Балкарии, а не в противопоставлении арендного землепользования и частной собственности на землю.
Тимур Шалов, заведующий кафедрой землеустройства и кадастров КБГАУ, доктор сельскохозяйственных наук
"Газета Юга" №3 (1036) 16.01.14 г.