Глава общественной организации "Вольный аул" Аслан Иритов сообщил суду, что не видел заместителя начальника Центра "Э" Хамидби Губашиева в своем дворе во время конфликта с силовиками. По словам подсудимого, он "сильно удивился", когда его обвинили в нанесении Губашиеву травмы.

Как писал "Кавказский узел", суд рассматривает уголовное дело Аслана Иритова, обвиняемого в избиении полицейских 31 октября 2017 года. 25 февраля Иритов эмоционально отреагировал на слова свидетеля и был удален судьей из зала за нарушение порядка. Силовики, явившиеся домой к Иритову, намеренно провоцировали конфликт, а затем начали "форменное избиение", заявил на  заседании суда 5 августа брат Аслана Иритова Беслан. В декабре 2019 года Иритову  предоставили право ознакомиться с протоколами судебных заседаний, которые проходили без его участия.

31 октября 2017 года, в день, когда члены организации "Вольный аул" собирались провести митинг, во двор к Аслану Иритову явились силовики с письменным предупреждением о недопустимости несанкционированных массовых акций. По версии обвинения, Иритов, будучи инвалидом, у которого нет кистей обеих рук, разбил губу заместителю начальника Центра "Э" Хамидби Губашиеву. Потерпевшим по делу признан и начальник угрозыска МВД по Кабардино-Балкарии Заур Крымуков.  Добиться возбуждения дела против самих силовиков Иритову не удалось.

На сегодняшнем заседании в Нальчикском городском суде Аслан Иритов рассказал суду предысторию своего уголовного преследования. По словам подсудимого, он в течение 1,5 года до рассматриваемых событий вместе с другими активистами Вольного аула добивался выделения жителям микрорайона земельных участков для строительства жилья.

Иритов отметил, что активисты "вроде бы нашли общий язык с администрацией главы республики", где идею "Вольного аула" о предоставлении нуждающимся жителям микрорайона земельных участков одобрили. Когда руководители организации провели всю подготовительную работу - составили списки нуждающихся в земельных участках, собрали необходимые документы, провели геологическую и топографическую съемку, составили проект планировки земельных участков, - им предложили получить землю через аукцион, чтобы в дальнейшем передать ее нуждающимся людям в аренду.

"Я возмутился. Я сказал, что законодательство предусматривает такой вид землепользования, как комплексное освоение территории, потребовал землю без аукциона. На этом мы разошлись. Я сказал, что я землю ни покупать, ни сдавать в аренду не буду", - сообщил Иритов суду.

После этого глава "Вольного аула" подал заявку на проведение митинга 31 октября 2017 года. В этот день в администрации Нальчика были намечены перевыборы мэра депутатами местного самоуправления, а члены организации "Вольный аул" хотели выступить против его переутверждения. (Речь идет о бывшем мэре Арсене Алакаеве, - примечание "Кавказского узла").

На 28 октября, по словам Иритова, было намечено ежемесячное собрание совета старейшин Вольного аула, и на этом собрании "Вольный аул" отчитался о проделанной работе. Поскольку здание администрации, где они обычно проводили собрания, оказалось закрытым, собрание прошло на улице. Иритов рассказал участникам собрания о ситуации с земельными участками и о предстоящем митинге, на проведение которого была подана заявка.

На следующий день, 29 октября, Иритов получил уведомление, что ему отказано в проведении митинга. 30 октября Иритова пригласил к себе участковый и предостерег его от проведения несанкционированного митинга. Иритов в получении уведомления расписался, но листок взять отказался, так как, по его словам, ему носить с собой что-либо неудобно "в силу определённых обстоятельств".

В тот же вечер, по словам Иритова, ему велели освободить офис в спорткомплексе "Кристалл" - в этом помещении работал "Вольный аул". Двое мужчин, которые пришли в офис, посоветовали Иритову беречь себя и свою семью. На вопрос активиста, считать ли их слова угрозой, мужчины ответили: "Это не мы. Нас прислали".

Тем же вечером Иритов встретился с влиятельным человеком, который, по словам Иритова, также попросил его не выходить на митинг. Иритов попросил его решить вопрос с землей, а уже утром 31 октября близкие разбудили его словами: "Там за тобой пришли".

Затем Иритов рассказал суду об обстоятельствах инцидента во дворе его дома, в ходе которого они с братом были избиты и доставлены в отдел полиции. Иритов отметил, что судья, избирая ему меру пресечения, написала, что он "пальцами рук душил" сотрудника полиции.

"Я думал, что я ослышался, но когда она повторила это в заключительной части постановления, я поднял руки и сказал: "Хотел бы я знать, какими пальцами рук я душил", - сказал Иритов. По словам подсудимого, после этой реплики судья быстро удалилась и исправила текст, указав, что Иритов "ударил головой" сотрудника полиции.

Ход событий во дворе своего дома Иритов помнит хорошо. Услышав, что во дворе появилась полиция, Иритов не мог быстро одеться и выйти без помощи супруги и дочерей, которые уже были во дворе и призывали силовиков покинуть территорию дома. Минут 5-7 он наблюдал происходящее из окна. Потом племянница, которая была дома с детьми, помогла ему одеться, и он вышел во двор. К этому времени один из силовиков уже поднялся на крыльцо дома. Иритов, по его словам, никого не бил, а Губашиева, в нанесении травмы которому он обвиняется, он даже не видел во дворе.

"Я впервые увидел Губашиева в Следственном комитете и сильно удивился, когда следователь мне сказал, что я ему нанес удар головой. Я его во дворе даже не видел", - заявил Иритов.

Судмедэксперт из Московской области ранее посчитал, что потерпевшему начальнику Центра "Э" Хамидби Губашиеву были нанесены травмы "легкой степени тяжести", и поставил под сомнение заключение о существенном нарушении здоровья силовика.

Иритов сослался на снятое в его двое видео: по словам подсудимого, на записи видно, что он нигде не стоит близко к потерпевшему, и нигде не запечатлено, что он кого-то бьет. Иритов сказал, что уголовное дело против него было возбуждено лишь потому, чтобы он не пожаловался на действия силовиков, которые вторглись к нему во двор без оснований и применили насилие к нему самому и его родным. Активист напомнил, что факты применения силы к нему, его брату, жене и дочери подтверждены документами, видеозаписью и показаниями соседей.

Представитель обвинения поинтересовался, произносил ли Иритов грубые и нецензурные выражения, и если да, то кому они были адресованы. Иритов признал, что он грубо выразился, но это высказывание было вызвано его эмоциональным состоянием и ни к кому конкретно не относилось.

Обвинитель отметил, что Иритов вышел на крыльцо и, судя по видео, решительно куда-то направился. Иритов ответил, что хотел предостеречь своего брата от каких-либо действий против сотрудников полиции, так как видел, что те его провоцируют на конфликт.

На сегодняшнем заседании суд назначил повторную лингвистическую экспертизу, чтобы определить, носили ли произнесенные Иритовым на кабардинском языке выражения оскорбительный характер. Со своей стороны адвокат также заявил ходатайство о включении в экспертизу и его вопроса, имели ли слова и выражения сотрудников провоцирующий характер. Экспертизу проведет Центр лингвистической экспертизы "Лига" в Нальчике.

На заседании 3 марта Верховный суд Кабардино-Балкарии рассмотрит апелляционную жалобу Иритова на решение Нальчикского городского суда об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников полиции.

31 октября 2019 года Аслан Иритов провел у здания следственного управления в Нальчике одиночный пикет с требованием расследовать избиение его родных силовиками.

 

Автор: Людмила Маратоваисточник: корреспондент "Кавказского узла"

Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/346600/
© Кавказский Узел


 

 

лента новостей

посещаемость

Пользователи
1
Материалы
1628
Кол-во просмотров материалов
10664446