28 февраля 2023 г., представители общественности Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи и Причерноморской Шапсугии обратились с открытым письмом к Президенту России, руководителям федеральных и региональных органов власти страны с просьбой оказать содействие российским соотечественникам, пострадавшим в результате самого разрушительного землетрясения в истории Турции и Сирии (ссылки ниже по тексту). Как известно, произошедшая трагедия напрямую коснулась многомиллионной черкесской диаспоры и других представителей диаспор народов Северного Кавказа. Разрушены десятки черкесских населенных пунктов, тысячи человек остались без жилья, получили физические увечья, сотни погибли.

В обращении указывается, что представители народов Северного Кавказа, согласно российскому законодательству, обладают статусом российских соотечественников. Учитывая, что произошедшее является гуманитарной катастрофой, авторы обращения призывают федеральные и региональные власти оказать всяческое содействие в ликвидации последствий трагедии:

- предоставить возможность студентам продолжить образование в наших ВУЗах;
- оказывать посильную финансовую помощь;
- помочь желающим с переездом на историческую родину – Северный Кавказ;
- создать условия упрощенного получения российского гражданства.
 

Сегодня мы публикуем полученные ответы и считаем важным обратить внимание на некоторые выдержки, характеризующие отношение федеральных и местных органов власти к российским соотечественникам, попавшим в беду в Турции и Сирии.

Желающим вернуться на историческую родину министерство иностранных дел предлагает воспользоваться Госпрограммой переселения в Россию: «Решение об участии в Госпрограмме принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места жительства на территории России, с учётом особенностей региональных программ переселения. Участниками Госпрограммы могут стать лица, достигшие 18-летнего возраста, обладающие дееспособностью и трудоспособностью в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие квалификацию и опыт работы, достаточные для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также владеющие русским языком»

Стоит обратить внимание на то обстоятельство, что МИД РФ в своем ответе утвердительно заявляет, что владение русским языком является неотъемлемым условием для признания и подтверждения принадлежности к российским соотечественникам. С подобной позицией мы категорически не согласны. Стоит напомнить, что согласно ФЗ N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» не требуется обязательного знания русского языка для тех, кто осознает себя российским соотечественником.

Мы хорошо помним относительно недавно предложенные г. Затулиным скандальные провокационные поправки к ФЗ N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», в которых законодательно предлагалось закрепить за статусом «соотечественника» обязательное владение русским языком. К счастью, антиконституционное, дискриминационное предложение Затулина так и не нашло поддержки в Госдуме и Правительстве РФ.

Напрашивается совсем нериторический вопрос: если речь идет о российских соотечественниках, попавших в страшную беду, которую можно расценивать, как гуманитарную катастрофу, разве родина не должна создать условия для их возвращения на историческую родину?

Также считаем нужным обратить внимание на то, каким образом министерство иностранных дел предлагает получать гражданство нашим соплеменникам, пострадавшим от землетрясения: «Относительно вопросов предоставления зарубежным черкесам гражданства Российской Федерации исходим из того, что они должны решаться на общих основаниях, предусмотренных действующим законодательством (статьи 13, 14 и 29 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»). Что касается варианта предоставления указанным лицам (тем более не владеющим русским языком, являющимся государственным) гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, то на данный момент для таких мер юридические основания отсутствуют. Кроме того, наделение такими преференциями исключительно представителей черкесской диаспоры Турции и Сирии может быть воспринято властями и другими группами населения этих стран, возможно, также претендующими на переезд в Россию в чрезвычайном порядке, как явная дискриминация. Приводимый Вами пример эвакуации группы косовских адыгов в 1998 г. и их компактного размещения в ауле Мафэхабль на территории Адыгеи носит исключительный характер гуманитарной операции по спасению просербски настроенных черкесов».

Говоря о предоставлении возможности упрощенного получения российского гражданства, авторы обращения исходят из того, что в трех северокавказских республиках черкесский язык является государственным и согласно ч.2 ст.68 Конституции РФ «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются НАРЯДУ с государственным языком Российской Федерации».

Таким образом, национальные языки республик, НАРЯДУ с русским, на одинаковых правах и условиях являются государственными в территориальных пределах своих государственных образований. Этим высоким юридическим статусом в Российской Федерации наделены 37 языков, закрепленные Конституциями 23 республик в составе РФ.

Например, согласно ст. 76 Конституции КБР, государственными языками Кабардино-Балкарской Республики на всей ее территории являются кабардинский, балкарский и русский, и используются на РАВНЫХ ПРАВАХ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях КБР. Аналогичным статусом обладают также национальные языки Адыгеи и Карачаево-Черкесии, куда преимущественно возвращаются и намерены вернуться представители черкесской диаспоры, владеющие своим родным языком - черкесским, который является государствообразующим в данных субъектах РФ.

Долгие годы российские чиновники придерживаются позиции, что незнание русского языка представителями не русскоговорящей диаспоры сопряжено с определенными трудностями, а именно, послужит коммуникативной преградой в общении и дальнейшей адаптации в российское общество. Считаем, что подобные опасения абсолютно беспочвенны; наглядным беспрецедентным примером этому может служить возвращение на историческую родину косовских черкесов,  которые в течений короткого времени освоили русский  язык. Общеизвестно, что овладение языком проще постигается, когда человек находится в культурно-языковой среде.

Здесь считаем важным привести и другие примеры, когда наши соплеменники, вернувшиеся на родину, очень быстро овладевают русским языком и успешно интегрируются во все сферы общественной и экономической жизни.

Так, студенты, представители черкесской диаспоры, при поступлении в российские ВУЗы, изначально не владеющие русским языком, в течение восьми месяцев овладевают им, а затем успешно получают высшее образование. Или сирийские черкесы, бежавшие от войны, в течение короткого времени овладели русским языком, адаптировались в черкесских республиках и получают российские паспорта. Много репатриантов, которые возвращаются в единственном числе, самостоятельно овладевают русским языком и получают российское гражданство.

Таким образом, практика показывает, что языковой барьер не является непреодолимой преградой, как хотят нам преподнести противники возвращения на историческую родину представителей северокавказской диаспоры.

Считаем нужным обратить внимание и на то, что республики Северного Кавказа не предприняли никаких усилий, чтобы поставить перед федеральным центром важность возникшей проблемы.

Также необходимо отметить, что так называемая Международная черкесская ассоциация, которая позиционирует себя организацией, выражающей интересы всего черкесского мира, не сделала никаких обращений по положению турецких и сирийских черкесов после землетрясения в федеральные и республиканские органы власти и не дала политической оценки их действиям.

Для нас очевидно, что федеральные органы власти РФ не желают воспринимать тяжелые последствия разрушительного землетрясения в Турции и Сирии, как гуманитарную катастрофу, в которой пострадали российские соотечественники - представители народов Северного Кавказа.

Российские власти должны были принять специальное постановление по оказанию помощи пострадавшим соотечественникам. В первую очередь организовать эвакуацию пострадавших, желающих вернуться на историческую родину, а затем решать другие вопросы, связанные с обучением русскому языку, получением гражданства и т.д. Именно так, как в свое время поступили в отношении российских соотечественников Луганской и Донецкой областей.

 

Ответы, поступившие от федеральных и региональных органов власти на обращение :

1. МИД РФ

2. МВД РФ

3. МИНОБРНАУКИ РФ

4. Министерство финансов Краснодарского края

5. Министерство образование, науки и молодежной политики Краснодарского края

6. ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю

7. Министерство по делам национальностей и общественным проектам Кабардино-Балкарской республики

8. МВД по Кабардино-Балкарской республике


 

 

лента новостей

посещаемость

Пользователи
1
Материалы
1630
Кол-во просмотров материалов
10755888