Главе Кабардино-Балкарской Республики КОКОВУ К.В.
Уважаемый Казбек Валерьевич! Поводом для обращения в Ваш адрес послужили события, имевшие место в ночь с 20 мая на 21 мая 2020г. в ОМВД Урванского района КБР.
Как известно, 20.05.2020г., трое адвокатов в составе Кочесоковой Людмилы, Ципиновой Дианы и Натальи Маговой выехали в ОМВД Урванского района КБР, для оказания квалифицированной юридической помощи задержанному адвокату Ратмиру Жилокову.
По прибытию на место, адвокаты на основании представленных адвокатских удостоверений и ордера на осуществление защиты интересов Жилокова Р., попытались войти в здание ОМВД Урванского района КБР. Однако им было отказано в доступе к своему подзащитному по необоснованным причинам, что считаем грубым нарушением гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и действующего законодательства.
В соответствии со ст.48 Конституции РФ:
- Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
- Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
В соответствии с п.5 ч.3 ст.6 ФЗ №63 от 31.05.2020г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", адвокат вправе беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности.
В соответствии с ч.3 ст.49 УПК РФ, защитник допускается к участию в уголовном деле с момента фактического задержания лица; с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления; с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном статьей 144 настоящего Кодекса.
Далее, с целью фиксации незаконных действий сотрудников ОМВД Урванского района КБР по их недопуску к своему подзащитному, адвокатами в составе Кочесоковой Л., Ципиновой Д. и Маговой Н. была предпринята очередная попытка войти в здание отдела с применением видеофиксации на личные сотовые телефоны.
В результате чего, войдя в досмотровую часть здания ОМВД Урванского района КБР, один из сотрудников полиции потребовал от адвокатов прекратить видеозапись и убрать телефон. На что, как следует из видеозаписи, адвокаты попросили разъяснить в соответствии с каким нормативно-правовым документом или законом основано данное требование. Как видно из видеозаписи, размещенной на интернет сайте YouTube.com, сотрудник полиции оставил просьбу адвокатов без ответа, указав на стенд висящий на стене в здании отдела, ознакомиться с которым находясь в досмотровой части физически не представляется возможным.
Далее, на видеозаписи появляется мужчина в гражданской форме, который представляется начальником ОМВД Урванского района КБР Шогеновым Радионом Борисовичем. Который, как опять же видно из видеозаписи, выражает свое крайнее недовольством тем, что адвокатам удалось войти в досмотровую часть здания ОМВД Урванского района КБР и требует выйти на улицу. На что адвокаты просят его обосновать свои требования, но вместо этого, Шогенов Р.Б. вместе с мужчиной в черной футболке и черных брюках, совместно с другими неустановленными лицами в гражданской форме и сотрудниками полиции, с применением необоснованной физической силы, а также без предупреждения ее применения, хватают адвоката Ципинову Д. за руки и буквально выталкивают ее вместе с Кочесоковой Л. и Маговой Н. на улицу. Что является нарушением ч.1 ст.19 ФЗ №3 от 07.02.2011г. "О полиции", в соответствии с которым, сотрудник полиции "перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия".
В соответствии с ч.2 ст.19 ФЗ №3 от 07.02.2011г. "О полиции", сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия. Однако, как видно из видеозаписи, такие обстоятельства или факты указывающие на наличие угрозы для жизни или здоровья сотрудников полиции со стороны адвокатов отсутствуют.
После того, как адвокатов Кочесокову Л., Ципинову Д. и Магову Н. незаконно с применением необоснованной физической силы выталкивают за двери здания отдела, в результате чего Кочесокову Л. просто швыряют на землю, и несмотря на то, что поставленная сотрудниками полиции цель о выдворении адвокатов уже достигнута, сотрудники полиции и несколько мужчин в гражданской форме продолжают применение в отношении них физической силы. На видеозаписи видно, как мужчина в черной футболке и черных брюках заламывает руки за спину адвокату Ципиновой Д. и удерживает ее, которая, опять же не осуществляет каких-либо действий, представляющих угрозу для жизни или здоровья кого-либо, а лишь продолжает беседу с Шогеновым Р.Б.
Далее, Ципинова Д. предпринимает несколько попыток вырваться из рук мужчины в черной футболке и черных брюках, которым по всей видимости в дальнейшем, как следует из постановления от 28.05.2020г. и.о. руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике Тугаева А.Д. о возбуждении уголовного дела по ч.1 ст.318 УК РФ, оказался сотрудник полиции - заместитель начальника полиции по охране общественного порядка ОМВД по Урванскому району Нагоев Т.В.
Как следует из описательно-мотивировочной части указанного постановления, основанием для возбуждения уголовного дела по ч.1 ст.318 УК РФ в отношении адвоката Ципиновой Д.М. послужило то, что якобы в ночь с 20 на 21 мая 2020г. находясь в холе первого этажа здания начальник ОМВД Урванского района КБР Шогенов Р.Б. выйдя на встречу к Кочесоковой Л.Г. и Ципиновой Д.М. потребовал от них в соответствии с п.25 ч.1 ст.13 ФЗ "О полиции" и ст.5 ФЗ №5485-1 "О государственной тайне" от 21.07.1993г., прекратить видеосъемку и покинуть здание ОМВД Урванского района КБР. В данном случае, хотим обратить внимание, что указанные обстоятельства не соответствуют реальным обстоятельствам дела, т.к. из видеозаписи видно, что какие-либо упоминания вышеуказанных законов Шогеновым Р.Б. при обращении к адвокатам в качестве обоснования своего требования покинуть здание отдела - отсутствуют. Более того, такое требование не может быть законным, в силу того, что адвокаты Кочесокова Л., Ципинова Д. и Магова Н. явились в здание ОМВД Урванского района КБР исключительно для осуществления своих профессиональных обязанностей по защите интересов задержанного Жилокова Р. Следовательно, указанные требования Шогенова Р.Б. говорят о его прямом и умышленном воспрепятствовании по исполнению адвокатами возложенных на них законом обязанностей, а также получении Жилоковым Р. гарантированных законном прав на защиту и квалифицированную юридическую помощь. Более того, признание подобных действий и требований Шогенова Р.Б. законными, создает прецедент, который в будущем может быть использован по недопуску адвокатов к своим подзащитным для оказания им квалифицированной юридической помощи. Что по своей сути является нарушением установленных принципов демократического общества и прав человека, гарантированных Конституцией Российского Государства.
Далее, в постановлении указано, что сотрудники полиции - начальник ОМВД Урванского района КБР Шогенов Р.Б., заместитель начальника полиции по охране общественного порядка ОМВД по Урванскому району Нагоев Т.В. и т.д., видя, что Кочесокова Л.Г. и Ципинова Д.М. не реагируют на их законные требования покинуть здание отдела, в нарушение Указа Главы КБР №19 УК от 18.03.2020г., действуя в соответствии со ст.ст.19, 20 ФЗ "О полиции" с применением физической силы выдворили Кочесокову Л.Г., Ципинову Д.М. и Магову Н.Х. из здания ОМВД Урванского района КБР.
В данном случае, хотим обратить внимание, что как упоминалось выше, в соответствии с ч.1 ст.19 ФЗ "О полиции", предупреждение о применении физической силы сотрудниками полиции носит обязательный характер. В соответствии с ч.2 ст.19 того же закона, основанием для применения физической силы, специальных средств или оружия без предупреждения, является обязательное условие наличия угрозы для жизни или здоровья сотрудника полиции, возникающее в случае промедления его применения. В данном постановлении такие обстоятельства, указывающие на наличие угрозы для жизни или здоровья сотрудников ОМВД Урванского района КБР в действиях адвокатов Кочесоковой Л.Г., Ципиновой Д.М. и Маговой Н.Х. не указаны.
Далее, в постановлении указано, что Ципинова Д.М. находясь на площадке перед входом в здание ОМВД Урванского района КБР, действуя умышленно, осознавая, что представитель власти - заместитель начальника полиции по охране общественного порядка ОМВД по Урванскому району Нагоев Т.В., выдворяя ее и Кочесокову Л.Г. из здания ОМВД Урванского района КБР, с целью воспрепятствовать ему исполнять свои прямые должностные обязанности и заставить его прекратить свою законную служебную деятельность сотрудника полиции, с целью применения к нему насилия нанесла Нагоеву Т.В. один удар левой рукой в область его правой щеки, после чего руками толкнула в область груди и шеи, затем левой ногой ударила его в область паховой зоны, нанесла царапины в области обоих предплечий, причинив тем самым Нагоеву Т.В. телесные повреждения в виде ушиба мягких тканей правого угла нижней челюсти, ссадин обеих верхних конечностей.
Таким образом, в действиях Ципиновой Д.М. усматриваются признаки преступления, предусмотренные ч.1 ст.318 УК РФ - применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
В данном случае хотим обратить внимание, что мужчина в черной футболке и черных брюках, которым возможно и является Нагоев Т.В., как видно на видеозаписи при обращении к адвокатам не представляется, несмотря на то, что это является обязанностью любого сотрудника полиции в соответствии с п.1 ч.4 ст.5 ФЗ "О полиции", на нем также отсутствуют какие либо опознавательные элементы одежды или знаки ведомственного отличия, указывающие на его принадлежность к правоохранительным органам и т.д. В силу чего, действия Ципиновой Д.М. описанные в постановлении, следует расценивать не как умышленное применение насилия в отношении представителя власти, а как меры необходимой защиты от действий неустановленного лица в гражданской форме, применяющего незаконную и необоснованную физическую силу в отношении нее.
Вышеуказанные события произвели широкий резонанс на федеральном уровне.
26 мая Президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации обратился к министру внутренних дел РФ Владимиру Колокольцеву. В своем обращении Юрий Пилипенко назвал данный инцидент грубейшим нарушением профессиональных прав адвокатов и требований закона, а действия сотрудников полиции – не только недопустимыми, но и требующими принципиальной оценки руководства МВД. Федеральная палата адвокатов РФ заявила, что берет это дело на особый контроль.
29 мая председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин дал поручение руководству следственного управления СК РФ по Кабардино-Балкарской Республике тщательным образом разобраться во всех обстоятельствах произошедшего и в рамках расследования уголовного дела, возбужденного в отношении адвокатов АП Кабардино-Балкарской Республики Ратмира Жилокова и Дианы Ципиновой по ч. 1 ст. 318 УК РФ, дать обоснованную правовую оценку действиям всех участников конфликта. Ход расследования поставлен Александром Бастрыкиным на контроль в центральном аппарате ведомства.
30 мая председатель Общественного совета при Министерстве внутренних дел РФ Анатолий Кучерена сообщил, что ситуация вокруг конфликта между адвокатами и полицией в Кабардино-Балкарии взята Советом на контроль, а служба собственной безопасности МВД РФ начала расследование этого инцидента.
30 мая 2020г. Нальчикским городским судом было рассмотрено ходатайство следствия об избрании в отношении Ципиновой Дианы и Жилокова Ратмира меры пресечения в виде заключения под стражу. Суд отклонил данное ходатайство в связи с необоснованностью и отсутствием доказательств.
19 июня 2020г. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда КБР, рассмотрев апелляционные жалобы потерпевшего, а также апелляционные представления прокуратуры, приняла решение оставить без изменения постановления Нальчикского городского суда КБР, а жалобы и апелляционные представления – без удовлетворения.
В соответствии со ст.2 Конституции Кабардино-Балкарской Республики: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
В соответствии с ч.1 ст.20 Конституции Кабардино-Балкарской Республики: "В Кабардино-Балкарской Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящей Конституцией".
В соответствии со ст.51 Конституции Кабардино-Балкарской Республики:
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Казбек Валерьевич, убедительно просим Вас принять к сведению факты и обстоятельства, изложенные в нашем обращении и сделать все от Вас зависящее, как главного гаранта исполнения Конституции Кабардино-Балкарии, для зашиты Конституционных прав членов Коллегии адвокатов КБР в осуществлении их профессиональной деятельности.
ХАТАЖУКОВ В.Н. Председатель Кабардино-Балкарского регионального правозащитного центра.
ЧЕЧЕНОВ М.Г. 1-й заместитель Председателя Координационного Совета адыгских общественных объединений.
КУЧМЕЗОВ Х.Д. Председатель регионального отделения партии "Яблоко"
ГУБАЧИКОВ Ж.М. Руководитель Общественного комитета "За мир и межнациональное согласие"
ХАРАЕВ Ф.А. основатель Северо-Кавказской академии управления, генеральный директор АО «Каббалкавтотранс».
ТУМОВ М. общественный деятель,член верховного Совета РФ 1990-1993 г.г.
ШАХМУРЗОВ М.М. Председатель КБО "Российской ассоциации жертв политических репрессий".