Публичная критика в адрес и.о. ректора КБГУ Юрия Альтудова, после которой последовало моё увольнение из КБГУ, составляет лишь малую долю той, критики, которая могла бы прозвучать. Речь идёт о кадровом составе университета, состоянии учебного процесса, материально-технической базе и её соответствии целям и задачам, стоящим перед вузом, недвижимом имуществе КБГУ и о многом другом. Сегодня, к глубокому сожалению, можно констатировать, что университет отбрасывается в 30-е годы прошлого столетия.  

Взять, например, казалось бы, самое элементарное в организации деятельности университета – состояние документооборота и механизмов управления. Любой человек имеет право подать заявление на имя ректора и получить ответ в установленный срок. При нынешнем руководителе КБГУ создана система, когда заявления на имя ректора не принимаются общим отделом без визы руководителя института (факультета). Это грубейшее нарушение всех норм и, я уверен, ни в одном вузе страны такого положения дел нет. Что делать человеку в такой ситуации? Конечно, можно всё поставить на свои места, обратившись в прокуратуру, вопрос, несомненно, будет решён, но это займёт много времени, и никто этим заниматься не будет. Малозначащим этот вопрос не является. Таким способом ректор ограждает себя от неприятных для него вопросов, на которые надо отвечать письменно и эти ответы имеют юридическую силу. Для физиков КБГУ такое положение дел привело к тому, что в текущем учебном году студенты лишились возможности получать высококвалифицированное сопровождение учебного процесса по важнейшим курсам атомной и ядерной физики. 

Исправить такого рода недостатки можно очень быстро. Но есть проблемы другого рода, на устранение которых может уйти много лет. Взять, например, очень болезненные проблемы с кадровым составом, когда в КБГУ образовался перекос в сторону увеличения доли административно-управленческого (АУП) и учебно-вспомогательного персонала (УВП) в ущерб профессорско-преподавательскому составу (ППС), то есть тем, кто осуществляет функционирование университета, как в обучении студентов, так и в науке. Эту проблему неминуемо придётся решать, какой бы сложной она ни была. Такой перекос, при котором преподаватели в вузе оказались в неподобающем для них низком статусе, отчётливо проявился в 2019 году, когда действующий тогда ректор, Альтудов Ю.К., силой продавил нормы представительства делегатов на выборах нового ректора с аномально низкой долей ППС для тех, кто будет голосовать. Эта авантюра не увенчалась успехом и Минобрнауки РФ не утвердило тогда результаты выборов ректора.

Я принимал активное участие во всех этих процессах, отстаивая принятые в вузовской практике страны процедуры. Думаю, что не случайно именно в конце 2019 года появился таинственный документ о том, что якобы моя кафедра включена в некую номенклатуру с грифом «секретно». Об этом я узнал в ходе второго судебного заседания по делу о моём увольнении из странного документа, представленного КБГУ, без бланка, даты, выходных данных и гербовой печати. Выяснение легитимности такого рода документов не является моей задачей и может быть предметом отдельного иска. Всё выглядит так, что в 2019 году был сознательно заложен механизм, который потенциально позволил бы предъявить ко мне претензии в будущем. Необходимости поднимать этот вопрос сейчас и давать ему юридическую оценку мы пока не видим.

Суть настоящего иска в суд, это незаконность моего увольнения «в связи с прекращением допуска к государственной тайне» и моя позиция о незаконности моего увольнения основана на том, что я не являюсь носителем государственной тайны, хотя с 2010 года обладаю формой 3 допуска к государственной тайне. Свидетельством этому является тот факт, что я никак не связан с секретными документами и, соответственно, отсутствие упоминаний о государственной тайне и секретности в моих должностных обязанностях и в трудовом договоре с дополнительными соглашениями к нему.

В судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КБР состоялось заседание по моей частной жалобе на определение Нальчикского городского суда о передаче дела по моему иску к КБГУ для рассмотрения в Верховный суд КБР. Мы считаем, что моё дело должно рассматриваться в городском суде, поскольку юридически значимым обстоятельством является взял ли я на себя в трудовом договоре обязательства по соблюдению дополнительных требований, связанных с государственной тайной, и могу ли я продолжить выполнять свои обязанности без допуска к государственной тайне. Но эти обстоятельства городским судом не выяснялись и оценки нашим доводам дано не было. Более того, два судебных разбирательства в городском суде показали, что университет не смог представить ни одного аргумента в оправдание моего увольнения. Однако Верховный суд под председательством судьи Бижоевой М.М. оставил определение городского суда без изменений, считая, что дело должно рассматриваться в Верховном суде КБР. Такой разворот дела ни в коем случае не является для нас критическим или нежелательным, но оставить без внимания определение городского суда означало бы согласие с таким определением, тогда как мы считаем, что оно незаконно. Вопрос о законности или незаконности лишения меня допуска к государственной тайне мы не ставим, в этом нет необходимости и предметом моего иска это не является, но, в случае необходимости, не исключено, что такой вопрос мы поставим.

Вся история с моим увольнением выглядит сюрреалистически. Почему я, будучи одним из ведущих учёных КБГУ, а моя кафедра также является одной из ведущих в КБГУ с высокими достижениями на федеральном уровне, должен лишиться возможности в полной мере передавать свои знания студентам? Оглядываясь назад, поражаешься успехам и динамике развития, достигнутыми нашим университетом в периоды работы предыдущих ректоров. Если, например, взять позиции в федеральных рейтингах (раньше это называлось мониторинг вузов России), то наверное никогда уже мы таких высоких мест, как тогда, не достигнем. Это печально.  Да и анализ кадровой политики (если она есть) руководства приводит к удручающим выводам. На будущее урок таков: нельзя допускать к ректорству людей, не имеющих отношения к образованию и науке.

 

Заслуженный деятель наук КБР, профессор М.Х. Хоконов

05.04.2024

источник:http://mkhokonov.zbaza.ru/out.html


 

 

лента новостей

посещаемость

Пользователи
1
Материалы
1639
Кол-во просмотров материалов
10996512