13 октября 2005 года в 9 часов утра в Кабардино-Балкарии произошло вооруженное нападение столицу республики город Нальчик. Целью нападавших были сугубо силовые структуры: здания ОМОНа, УФСБ, УФСИНа, Центра «Т», МВД, 1, 2, и 3 городских ОВД, военкомат; полк ППС, погранотряд. А также аэропорт, охотничий магазин «Арсенал», магазин «Подарки» (специально его не захватывали, он находился напротив ФСБ).
По официальным данным, в результате боев, длившихся несколько дней, были убиты 95 нападавших, или объявленные таковыми. Так же погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и 15 мирных жителей. Потерпевшими и гражданскими истцами по делу признаны 440 человек, свидетелями более 1500 человек. Материалы дела составляют более 1300 томов.
Впоследствии по подозрению в участии в нападении на Нальчик были задержаны около двух тысяч человек. В итоге, обвинение было предъявлено 72 задержанным, из них 12 в ноябре 2006 года были амнистированы.
Сейчас на скамье подсудимых 58 человек. В процессе принимают участие около 40 адвокатов. Специально для «процесса 58-ми» пришлось построить отдельное здание Верховного суда КБР с залом на 750 мест. Предсказать, сколько продлится этот процесс, сегодня не может даже самый смелый эксперт.
Большинство подсудимых обвиняются по 15 статьям УК РФ. 47 человек свою вину не признает, 9 человек признали вину по одной 222-й статье УК РФ – «Ношение и хранение оружия», но с оговоркой: они подчеркнули, что у них не было такого количества оружия и боеприпасов, которое им приписывает обвинение. Атмир Барагунов признал участие в преступном сообществе и незаконное владение оружием. Заур Эржибов, признав вину частично, не стал конкретизировать, что именно он признает.
По версии обвинения все подсудимые, а также убитые 13 октября 2005 и те, кто находится в розыске, разновременно вошли в преступную группу, разделяя цели и задачи Басаева, Горчханова и Астемирова. «Экстремистски настроенные» члены групп «приняли присягу на верность руководству сообщества», а лидеры названных групп призывали к созданию на территории Северного Кавказа единого исламского государства и ведению боевых действий против силовых структур и органов государственной власти для создания условий по беспрепятственному распространению ислама.
Дело разделено на 18 эпизодов, следствие длилось больше двух лет. Следственную группу возглавлял следователь по особо важным делам Главного управления Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО Саврулин А.Ю.
Суд начался 11 октября 2008 года, каждую неделю, проходит по три заседания. Как утверждают адвокаты и родственники обвиняемых, большинство молодых людей (средний возраст 27 лет), проходящих по этому делу, реального отношения к нападению не имеют.
Присяжные заседатели
Отдельная позорная страница этого судебного процесса — обстоятельства, при которых обвиняемые были лишены права, гарантированного им Конституцией РФ, на защиту с участием коллегии присяжных заседателей.
24 обвиняемых из 58 просили рассматривать дело с участием трех федеральных судей, остальные были за коллегию присяжных.
25 марта 2007 года Верховный суд Кабардино-Балкарии под председательством Мухамеда Ташуева удовлетворил ходатайство обвиняемых о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей.
15 мая начался отбор присяжных. Он больше года в несколько этапов (тогда как в обычном судопроизводстве это занимает максимум 3-4 заседания).
Гособвинители, затягивая процесс делали все возможное, чтобы воспрепятствовать отбору присяжных. У них были для этого свои мотивы: пытки в отношении подозреваемых применялись столь масштабно, что об этом знали далеко за пределами республики, и фотографии искалеченных на допросах подследственных обошли все российские газеты (об этом смотрите ниже). Как это объяснить присяжным?
Чтобы затянуть процесс, поначалу прокурор Ольга Чибинева несколько раз требовала перенести судебный процесс в другой регион, суд ей в этом оба раза отказывал, однако формальности, связанные с подачей ходатайств, их рассмотрения, затягивали процесс отбора присяжных на месяцы.
А в конце сентября 2008 года Чибинева предоставила суду справку, подготовленную Институтом гуманитарных исследований правительства КБР. В этой справке утверждалось, что «сформировать независимую коллегию присяжных заседателей невозможно, так как в республике все являются друг другу родственниками». Согласно данному исследованию «53% кандидатов в присяжные имеют родственные связи с 201 человеком, участвовавшим в отражении атаки на Нальчик, и 58 боевиками, нападавшими на столицу республики — убитыми и живыми».
Не смотря на все протесты защиты, утверждавшей, что данное исследование «мифическое», а так же, что «это исследование имеет ссылку только на жителей Нальчика, а кандидаты в присяжные живут не только в столице республики», Чибинева утверждала, что это неправда.
Однако позже выяснилось, что на момент подписания справки, трое из четырех подписантов уже умерли, а четвертый, старший научный сотрудник ИГИ Юрий Асанов, упоминавшийся как основной автор этого исследования, публично заявил, что «такой работы не проводил, списков присяжных, пострадавших и подсудимых не видел». И вообще его институт «не в состоянии провести столь глобальную работу», а ссылку на себя Асанов назвал «не только не достоверной, но и возмутительной».
Тем не менее, заявление Асанова прокуратура и суд предпочли «не заметить» и продолжали настаивать на подлинности данного исследования и требовали отмены суда присяжных.
Однако, не смотря на это 19 декабря 2008 председательствующий по делу Мухамед Ташуев отказал государственным обвинителям в удовлетворении их ходатайства. Среди основных доводов — отсутствие доказательств о невозможности сформировать коллегию: есть еще более 800 кандидатов, которые не пришли в суд, но могут быть вызваны повторно. У суда нет данных, что все они были уведомлены надлежащим образом.
Тем временем пришел ответ из Генпрокуратуры, где было сказано, что «доводы о фальсификации справки Института гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики являются голословными», а ходатайство об отводе кандидатов в присяжные — законно. Иными словами, явная ложь на суде даже Генпрокуратурой была признана законной.
В суде был объявлен перерыв на два месяца по истечении которых должен был быть сформирован новый список кандидатов в присяжные. Однако за эти два месяца Госдума в срочном порядке приняла поправки в УПК и другие законодательные акты. В соответствии с ними коллегия присяжных заседателей не больше не может рассматривать дела, связанные с терроризмом и другими «преступлениями антигосударственной направленности».
И 20 февраля 2009 Верховный суд КБР удовлетворил ходатайство руководителя группы обвинителей Ольги Чибиневой об отмене суда присяжных. А так же отклонил ходатайство защиты об отводе прокурора и фальсификации социологического исследования, из-за которого так и не была сформирована коллегия присяжных. Главный аргумент суда состоял в том, что суд присяжных невозможен, не потому что есть вопросы к достоверности исследования, а потому что «изменились законы».